Анализ конкурентов в социальных сетях: подробное руководство

По результатам опроса Sprout Social, 85% компаний полагаются на данные социальных сетей как на основной источник бизнес-идей. А учитывая, что в социальные сети ежедневно заходит почти 4,6 миллиона человек, они, несомненно, являются важной частью стратегии продвижения сайта и роста любого бизнеса.

Уже не новость, что в сети существует жесткая конкуренция между брендами, независимо от отрасли их деятельности. Итак, как вы можете превзойти конкурентов и расширить свой бизнес с помощью социальных сетей? Ответ прост: необходимо провести анализ ваших конкурентов в социальных сетях.

Изучение действий конкурентов позволяет находить новые способы, как выгодно преподнести сильные стороны своего бренда, исправить недостатки и воспользоваться открывающимися возможностями. Ранее мы уже рассказывали, как построить и развивать свой бизнес в социальных сетях. Ознакомиться со стратегией можно в руководстве: «Маркетинг в социальных сетях: 5 золотых правил и одна железобетонная заповедь SMM». В этом руководстве мы рассмотрим, что означает анализ конкурентов в социальных сетях, его преимущества, шаги, которые необходимо предпринять при выполнении этого анализа, а также список необходимых инструментов.

Что такое анализ конкурентов в социальных сетях?

Анализ конкурентов в социальных сетях — это процесс оценки ваших конкурентов для поиска дополнительных возможностей развития и разработки стратегии роста вашего бренда.

Выполнение такого анализа позволяет определить сильные и слабые стороны ваших конкурентов и разработать эффективную стратегию социального маркетинга. Он также раскрывает актуальную информацию о вашей целевой аудитории, отвечает на вопрос, почему она заинтересована в брендах конкурентов, и помогает понять, как устроено продвижение в SMM маркетинге этих брендов.

Почему проведение анализа конкурентов в социальных сетях так важно?

Анализ конкурентов в социальных сетях имеет свои преимущества и дополняет стратегию, которую вы используете для изучения своих SEO-конкурентов. Анализ конкурентов позволяет вам:

1. Лучше понимать своих идеальных клиентов

Выполнение анализа ваших конкурентов в социальных сетях позволяет глубже понять, кто ваши идеальные клиенты. Знание портретов ваших клиентов поможет вам добиться больших результатов в маркетинге, потому что вы начнете лучше понимать:

  • Какие платформы социальных сетей они используют
  • Как они потребляют контент
  • Какой контент они ищут
  • По каким проблемным вопросам им требуются решения
  • В какое время они активны в социальных сетях

2. Разработать лучшую SMM-стратегию

Когда вы поймете, в чем ваши конкуренты превосходят ваш бренд, вы сможете разработать эффективную стратегию действий в социальных сетях или качественно улучшить существующую.

Анализ конкурентов в социальных сетях заставляет вас делать все возможное, потому что он позволяет  сравнить ваши методы и результаты работы с результатами ваших конкурентов. Кроме того, вы сможете выявить пробелы, над которыми можно поработать, и угрозы, которые необходимо устранить.

3. Создавать релевантный контент

Вполне естественно, что ваши идеальные клиенты выбирают бренды, ценности и контент которых соответствуют их представлениям. Анализ конкурентов в социальных сетях позволит вам занять первые места в списке этих брендов.

С помощью анализа вы определите типы и форматы контента, которые они хотят видеть. Кроме того, вы сможете восполнить обнаруженные пробелы и создать актуальный и ценный контент для своей аудитории.

4. Улучшать маркетинг и позиционирование

Анализ конкурентов позволяет использовать социальные платформы для более эффективного маркетинга. Когда вы поймете, с чем работают ваши конкуренты, вы начнете использовать актуальные, малоиспользуемые функции и стратегии социальных сетей.

Более того, вы сможете разработать стратегию позиционирования, чтобы выделить свой бренд среди конкурентов и занять авторитетные позиции в своей отрасли.

6 инструментов для проведения анализа конкурентов в социальных сетях

Наряду с традиционными инструментами аналитики, о которых мы поговорим позже, вам потребуются специальные инструменты для эффективного анализа конкурентов на социальных платформах. Предлагаю вам рассмотреть 6 таких инструментов:

1. Not Just Analytics

Not Just Analytics (ранее назывался Ninjalistics), представляет собой аналитический инструмент для Instagram и TikTok. С помощью этого программного обеспечения вы можете отслеживать рост профилей конкурентов, хэштеги, которые они используют, и уровень их вовлеченности в социальных сетях.

Все, что вам нужно сделать — внести имя профиля вашего конкурента в Not Just Analytics и проанализировать его:

Not Just Analytics

2. SocialMention

Social Mention от BrandMentions — это поисковая система для сбора пользовательского контента в социальных сетях, блогах, новостях и видео.

Как только вы вводите бренд конкурента, Social Mention отслеживает и показывает вам все упоминания о нем — кто говорит о нем, что они говорят и на каких платформах:

Social Mention
Social Mention таблицы

3. Socialbakers

Socialbakers — это инструмент управления социальными сетями, который позволяет легко анализировать все ваши социальные платформы.

Этот инструмент позволяет измерять и сравнивать эффективность вашего контента для повышения роста бренда. Кроме того, у Socialbakers есть бесплатные инструменты анализа для Instagram и Facebook, где вы можете анализировать до пяти профилей конкурентов.

Socialbakers

4. Sprout Social

Sprout Social — это набор инструментов для управления социальными сетями с целью улучшения маркетинга бренда. В нём есть инструменты для планирования, аналитики и анализа конкурентов для любых размеров и типов бизнеса.

Функция анализа конкурентов Sprout Social позволяет отслеживать рост аудитории конкурентов и графики их публикаций.

Sprout Social

5. Sociality.io

Sociality — это инструмент с полным спектром услуг для социального мониторинга, планирования и анализа конкурентов.

С помощью этого инструмента вы можете получить информацию о платных рекламных кампаниях ваших конкурентов, показателях их эффективности в социальных сетях и контент-стратегии.

Выборка данных в Sociality
Отчет о социальных упоминаниях о компании в Sociality

6. BigSpy

BigSpy — это бесплатный инструмент, библиотека рекламы, которая содержит базу данных рекламных объявлений ваших конкурентов в различных социальных сетях.

BigSpy помогает как малому, так и крупному бизнесу черпать вдохновение у своих конкурентов для создания лучших маркетинговых кампаний и стратегий.

BigSpy

Как провести анализ конкурентов в социальных сетях?

Анализ конкурентов в социальных сетях — не такая сложная задача, как могло бы показаться. Независимо от того, используете вы ВКонтакте, Facebook, TikTok, LinkedIn, Instagram или YouTube, для анализа бизнеса конкурентов достаточно выполнить 5 простых шагов.

1. Определите цели и метрики вашего бренда

Прежде чем изучать и сравнивать результаты конкурентов, выясните, чего хотите добиться именно вы. Важно всегда начинать с конца — с целей вашего бренда. Определите свои цели и метрики.


Для этого ответьте на вопросы:

  • Каковы ваши маркетинговые цели в социальных сетях?
  • Как они вписываются в общие цели вашего бренда?
  • Какие ключевые показатели эффективности (KPI) вы будете отслеживать для измерения успеха?
  • Каких идеальных клиентов вы хотите получить?

2. Определите основных конкурентов вашего бренда

Невозможно провести анализ конкурентов в социальных сетях, если вы не знаете, кто они и какие социальные платформы используют.

Выявите как прямых, так и непрямых конкурентов — это компании, которые предлагают аналогичные продукты или услуги, или решают те же проблемы, что и вы. Затем выберите из получившегося списка 5 основных конкурирующих компаний.


Найти своих конкурентов можно с помощью:

Google search

Используя страницу поисковой выдачи (SERP), вы можете найти конкурентов, которые ранжируются по вашим ключевым словам в социальных сетях. Правда, иногда такой процесс поиска может быть очень непростым.

Введите целевое ключевое слово и обратите внимание на сайты и профили в социальных сетях, которые выдаются поисковой системой.

Например, если вы введете запрос «smm продвижение вконтакте», вот что вы найдете на первой странице:

Поисковая выдача Google

На скриншоте видно, что сайты, которые ранжируются по данному поисковому запросу, являются конкурентами. Однако необходимо дополнительно проверить их профили в социальных сетях, чтобы узнать, не являются ли они также конкурентами на социальных платформах.

По данному запросу найдено сообщество ВКонтакте, занимающее 2-е место в поисковой выдаче, и это единственный профиль социальной сети на 1-й странице. Поэтому, если вы хотите создать сильное социальное присутствие по SMM-продвижению ВКонтакте, вам стоит проанализировать данное сообщество на предмет их стратегии.

Поиск на целевой социальной платформе

Если вы хотите повысить узнаваемость своего бренда по определенному продукту или ключевому слову на одной из социальных платформ, просто введите запрос в строку поиска этой платформы и просмотрите всплывающие учетные записи или хэштеги, чтобы увидеть, есть ли у вас конкуренты, которых стоит проанализировать:

Поиск на целевой социальной платформе

3. Соберите и проанализируйте данные

Сбор и последующий анализ полученных данных составляют большую часть процесса изучения конкурентов. Чтобы было проще изучить, проанализировать и сравнить показатели ваших конкурентов, вы можете выбрать удобный инструмент из перечисленных выше.


В ходе конкурентного анализа, дополнительно к показателям KPI вашего бренда, важно также отслеживать следующие метрики:

  1. Охват /показы
  2. Количество подписчиков
  3. Показатели вовлеченности
  4. Статистика рекламных кампаний
  5. Показатель SOV (доля сообщений с упоминаниями бренда в соотношении с упоминаниями брендов конкурентов)
  6. Расчетный органический трафик на страницу
  7. Количество конкурентных ключевых слов

С помощью простого инструмента Keywords Everywhere можно легко определить показатели 6 и 7.

Установите расширение Keywords Everywhere для браузера Chrome. Затем введите «[название социальной сети] + [название бренда]» в поиске Google. Затем наведите курсор на метрику kw(us), расположенную над результатами поисковой выдачи.

Например, когда вы вводите «Instagram.com gucci», вот что вы увидите:

Сбор и анализ данных с приложением Keywords Everywhere для браузера Chrome

В данном случае мы видим, что страница Gucci в Instagram ранжируется по 312 ключевым словам и получает до 24 600 посещений в месяц.


Чтобы еще больше упростить проведение анализа конкурентов в социальных сетях, ответьте на несколько вопросов:

  • Каковы темпы роста аудитории ваших конкурентов?
  • Как выглядит их контент-стратегия? На каком типе контента они фокусируются — информационном, развлекательном, мотивационном или рекламном? Какие форматы контента они используют: видео, тексты, прямые эфиры, карусели и т.д.? Какова периодичность публикаций?
  • Какие публикации получают наибольшее количество лайков, комментариев и репостов?
  • Каковы их средние показатели вовлеченности?
  • Какие другие виды SMM-продвижения они используют (кроме органического продвижения)? Спонсорский контент, коллаборации, платная реклама, рефералы или продвижение через лидеров мнений?
  • Как выглядит их стратегия использования хэштегов? Какие хэштеги они используют и как часто?

Теперь соберите все данные, что вы уже проанализировали, в электронную таблицу. Это позволяет легко отслеживать и оценивать ситуацию:

Электронная таблица данных

4. Разработайте SMM-стратегию

Безусловно, анализ данных является одним из основных этапов при оценке конкурентов. Однако куда более важным моментом является интерпретация полученных данных. Если вы не знаете, как использовать собранные данные бизнес-аналитики, ваша электронная таблица — это просто графики, цифры и диаграммы.

Вот что говорит Миган Уильямсон, эксперт маркетингового продвижения Pinterest, о важности анализа конкурентов в социальных сетях и возможностях использования полученных результатов:

Когда ваши конкуренты показывают впечатляющие результаты, важно понять, что именно они делают хорошо: это поможет вам разработать лучшую SMM-стратегию. Кроме того, их слабости (то, что им удаётся хуже) могут быть возможностями для роста вашего бренда. Создайте стратегию, основанную на этих данных: это позволит вам увидеть, что работает, а что нет, и как вы можете использовать идеи конкурентов для достижения своих бизнес-целейMeagan Williamson, маркетолог и бизнес-тренер Pinterest

С помощью данных, собранных в вашей электронной таблице, создайте таблицу SWOT-анализа для разработки собственной стратегии.

SWOT-анализ — это обзор сильных и слабых сторон вашего бренда, его возможностей и потенциальных угроз. Проведение такого анализа помогает принимать обоснованные бизнес-решения.

SWOT-анализ

5. Отслеживайте прогресс аккаунта

Проведение анализа конкурентов в социальных сетях на этом не заканчивается. Важно постоянно следить и за развитием своего аккаунта, и, конечно же, за конкурентами. Это позволяет:

  • Отслеживать продвижение бренда;
  • Выявлять новых конкурентов;
  • Контролировать эффективность работы SMM-стратегии;
  • Определять новые возможности роста;
  • Обновлять и актуализировать свой маркетинговый план.

Сегодня очень важно оставаться в курсе тенденций, как в отрасли, так и в социальных сетях.

Создайте расписание и регулярно проводите анализ своих конкурентов в социальных сетях — это можно делать ежемесячно, ежеквартально, в середине года или ежегодно. Кроме того, убедитесь, что вы регулярно обновляете свою таблицу данных для своевременного выявления новых возможностей или угроз.

Заключение

Анализ конкуренции в социальных сетях жизненно важен для роста вашего бренда, поскольку он позволяет вам создать уверенное социальное присутствие, завоевать доверие клиентов и повысить репутацию бренда.

С помощью моего руководства вы легко сможете провести анализ любого из ваших профилей в социальных сетях. Определите цели своего бренда и превратите систематизированные показатели в контекстную информацию для разработки собственной SMM-стратегии.

Читайте также:

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять